реферат
на тему:
Роль учебника в оптимизации учебно-воспитательного процесса по экологическим дисциплинам. Учебник — какой он?
Знание возможностей для формирования понятий помогает учителю полнее и эффективнее использовать учебник — основной источник знаний на школьной скамье. Методология оформления учебника должна включать:
1) общие понятия, заново формируются в курсе выделяются особым шрифтом;
2) при введении нового понятия уделяется особое внимание раскрытию его существенных признаков, а также причинно-следственных связей, которые приводят к образованию этих признаков. (Чтобы учащиеся лучше усвоили существенные признаки понятий, необходимо предлагать такой прием работы с текстом учебника: чтение абзаца и выделения главных признаков понятия)
3) понятие, введенные в предыдущих курсах (5, 6 классах) не раскрываются в старших классах заново, а остаются как опорные понятия и только расширяется их содержание, конкретизируется на новых явлениях, процессах, фактах.
4) для закрепления заново раскрытых существенных признаков плняття выделяются в конце темы система вопросов, задач, задач (основные приемы работы с ними: логические, математические и др .: в форме простого описания; простого исследования; сравнительного сопоставления, зиставлювального анализа ; письменного отчета; решение задач, составление моделей, прогнозов)
5) дость важны этапы формирования понятий, при изучении по курсу в курс усложняются, расширяются обобщаются, поэтому учитель экологических дисциплин должен методично вооружиться, провести их систематизацию и педагогические приемы их усвоения;
6) раскрытие межкурсовом, мижпередметних и внутренне предметных связей;

Заказ пряников и печенья на заказ
7) лучше раскрытия существенных признаков понятий приводит план характеристики экологического объекта логически-составленных в определенном соответствии пунктов плана и определенной преемственности;
8) с целью формирования экологических представлений, в учебнике необходим иллюстративный материал, разного назначения, например схемы опытов помогают формировать представление; фотографии — создавать представления — образы экологических объектов; модели — создавать прогнозы, проводить анализы, раскрывать явления, процессы экологических объектов и др .; табличный, графический материал — производит математические графические приемы работы;
9) составная часть формирования понятий — раскрытие причинно-следственных связей. В учебнике наряду с раскрытием связей при введении нового понятия должны быть сформированы определенные виды задач для раскрытия взаимосвязей, взаимозависимостей с сохранением последовательности освещения;
10) аппарат организации усвоения знаний должен охватывать различные виды умственных уровней: I — для воспроизведения понятий, предложенных в тексте; II — на анализ и установление причинно-следственных связей; III — на решение проблемных исследовательских задач; а также: а) на обработку источников знаний; б) на формирование компонентов знаний; в) на краеведческий принцип работы. Следует заметить, что формирование понятий и развитие умственных способностей учеников — взаимосвязанный процесс, который успешно осуществляется, если такая работа проводится целенаправленная. Для этого в учебнике должны быть помещены специальные вопросы, задания на раскрытие причинно-следственных связей, классификацию понятий; на обучение приемам сравнения, обобщения, анализа, синтеза)
11) в тексте учебника должна быть определенная система вопросов и заданий на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
12) формирование и раскрытие явлений и процессов должен сопровождать эстетизм.
Вывод. Итак, в структуре учебника должны быть выделены две части:
И часть — текстовая (учебный текст): а) основная (основной): теория, объяснение, методология; б) пояснительная (пояснительный): описание, словарь терминов, примечания; в) дополнительная (дополнительный): дополнительное разъяснение, художественное описание (прозаический, поэтический)
ИИ часть — внетекстовые компоненты: а) аппарат организационного усвоения знаний (система вопросов и заданий); б) аппарат ориентировки (заголовки, символы, шрифты, сигналы) в) иллюстративный материал (рисунки, рисунки, схемы опытов и др.)

Комментарии закрыты.