ИсториографияНаукову литературу, касающуюся исследуемой темы, условно можно разделить на две группы. К первой относятся работы, где подается общая характеристика развития образования в Галичине и Буковине. Одно из самых ранних исследований состояния украинского образования в Галичине было сделано в публистичниий труда И. Франко, опубликованной в журнале «Народ в 1892». [1]. Автор сделал попытку изучить какова реальная количество украинских начальных школ, несмотря на то, что официальная статистика не всегда предоставляла правдивую информацию. В статье обращается также внимание на бесправное положение учителя в тогдашнем обществе и крайне плохое материальное положение педагога, при этом приводятся конкретные примеры из жизни.
ванна акриловая 170 см

В книге «Каталог представления школ народных и средних галицких» [2] коротко представлена ​​официальная информация Краевой школьного совета о различных типах школ, действовавших в то время в Галичине, их количество, условия функционирования, правовые документы на основе которых они действовали. Хотя эта работа и не привела данных о украинских школ, она интересна в том плане, что раскрывает основные принципы функционирования системы образования в Галичине.
В начале ХХ в. в работах таких авторов как И. Копач, М. Грушевский, F. Bujak, В. Бачинський, Ю. Ловицький [3] кратко описывается развитие образования вГаличини, и указывается на незначительное количество нерешенных вопросов в этой отрасли в целом и на специфические проблемы украинского образования .
Из научных работ этого времени заслуживает внимания книга М. Грушевского «О украинский язык и украинскую школу» [4], где в небольшом разделе «Школьное дело в Галичине» сделан обзор условий развития и функционирования украинских учебных заведений в начале ХХ ст. Сравнивалось положение украинского образования и развитие школьного других национальностей Галичины. Автор указывает также на пути решения тех проблем, которые стояли перед Украинской Галичины в этой области. Если предыдущий исследователь сосредоточил главное внимание на начальном школе, то С. Баран в статье "С поля национальной статистики галицких средних школ» [5] характеризует с помощью статистических данных развитие украинской гимназического образования.
Одни из первых книг, увидевших свет в конце XIX в. и были посвящены образовательным вопросам Буковины, имели пропагандичний характер и призвали Украинский уделять должное внимание своему образовательному уровню. Среди них брошюры О. Монастырский, Д. Пигуляка [6] и другие.
Первым серьезным исследованием, где было подробно рассмотрено развитие украинского образования на Буковине в контексте политических событий была книга Смаль-Стоцкого "Буковинская Русь. Культурно-исторический образок [7]". Положение школ в конце XIX в. освещается в разделах: «Новая школа народная», «Первые высшие учебные научные и Буковине» и другие. Заслуживает внимания и широкая источники база, на которой проводилось исследование: Шематизм, учебные планы, педагогические издания.
В книге «Положение русинов на Буковине» [8] кратко описано положение образования в крае в конце XIX — начале ХХ в., борьбу за открытие украинских гимназий в Кицмань и Вижнице. Что касается труда М. Кордубы «Иллюстрированная история Буковины» [9], то тоже кратко подавался материал о функционировании Украинский начальных и средних учебных заведений, о проблеме эффективного изучения украинского языка в школах.
Достаточно остро образовательные вопросы Буковины (управление школе, политическое, правовое и материальное положение педагогов и другие) освещались в трудах И. Герасимовича [10].
В Восточной Украине тоже предпринимались попытки познакомить читателей с развитием образования в Буковине. В разведке В. Доманицького «О Буковину и жизни буковинских Украинский» [11] подавалась небольшая по объему, но содержательная и разноплановая информация о количестве различных типов школ, условий их создания, функционирования, концентрируется внимание на важнейших проблемах, стоящих перед буковинской образованием конца XIX — начала ХХ в.
Во время Первой мировой войны и в межвоенный период появляется много работ, где авторы пытаются объективно осветить состояние украинского образования конца XIX — начала ХХ в. Гнатюк в книге "Национальное возрождение Австро-венгерских украинском (1772—1886)» [12] показывает среди прочего и условия становления украинского национального школ в Галичине и Буковине, акцентирует внимание на положительных тенденциях в развитии начального, среднего и высшего образования.
В брошюре посвященной политической и культурной жизни в Австро-Венгрии в статье «Народное образование в Австрии» Р. Шармац [13] освещает положение начального образования в государстве, подает данные о количестве школ, имели различные национальности. В упомянутой работе автор показал и основные тенденции развития украинского образования, умалчивая о наиболее важных ее проблемы.
К. Федорович в своем труде "Украинские школы в Галичине в свете законов и практики» [14] показывает положение украинского образования в Галичине в начале ХХ в. в контексте того, как выполнялись положения школьного законодательства государственной властью. В другой работе «Украинская школа под польским игом в Вост. Галичине »[15] автор описывает состояние образования Украинской Австро-Венгрии сравнивая ее с развитием школ в Польском государстве.
Наиболее содержательно в межвоенный период украинское образование Буковины исследуемого периода освещена в статье В. Симович» Украинской школьное на Буковине [16 ]". Вышеупомянутый автор показывает некоторые аспекты образовательной жизни Буковины конца XIX — начала ХХ в. в другой своей работе «Степан Смаль-Стоцкий как школьный деятель и педагог» [17].
В советской Украине такие исследователи как М. Лозинский и Ю. Тютюнник [18] также попытались осветить события, происходившие на западноукраинских землях в Австрийском государстве. Определенное место в их трудах было отведено для того чтобы показать положение украинских школ Галичины, негативное отношение польских властей в крае к росту образовательного уровня украинского населения. В своих исследованиях авторы пытались объективно осветить события.
Украинское образование Буковины со всеми ее положительными и негативными тенденциями была показана в работе другого советского историка Г. Пиддубного под названием "Буковина. Ее прошлое и настоящее »[19]. Несмотря на то, что этому вопросу посвящено лишь один раздел книги — «школе» автор используя труда Смаль-Стоцкого, воспоминания современников тех событий, статистичнии материалы, не только показывает образовательный состояние Буковины исследуемого периода, но и сравнивает его с школе Галичины и Приднепровской Украины.
После 1939 продолжается исследования украинских школ конца XIX — начала ХХ в. в трудах Л. Баика, О. Дзеверина, Б. Митюрова, Ю. Сливкы, В. Смаля [20] исследователи показали политику австро-венгерских властей в области образования, развитие различных типов школ в Галичине, борьбу народных масс за демократизацию образования в крае . Незначительное место было отведено развитию образования в обобщающих трудах по истории Галичины [21].
В коллективном труде по истории Буковины «Северная Буковина, ее прошлое и настоящее» [22] Вышедшая в свет в 1969 раздел IV назывался «Борьба буковинцев против денационализации, за сохранение украинской культуры» и несколько тенденциозно показал развитие образования в крае. Отдельных работ, которые исследовали украинском

Комментарии закрыты.