Украинский учительских обществ Галичины и Буковины освещены в работах Г.Билавич, Д.Герцюка, Т.Завгородньои, Ковальчук , Б.Ступарика, Д.Пенишкевич и других исследователей [53].
Что касается работ исторического характера, где освещена работа учительских организаций, то одной из первых в 90-х гг. появилась статья В.Чоповського посвящена сто десятой годовщины ВПТ под названием «За демократизацией образования» [54], где автор на новой методологической основе характеризует деятельность ВПТ. Впоследствии появились и новые работы его автора о ВПТ. М Кугутяк в книге «Галичина: страницы истории» [55] показывает работу ВПТ в крае в контексте общественно-политических событий. Этапы организационного и идеологического становления ВПТ в исследуемый период осветят в первой главе монографии «Общество» Родная школа "(1881—1939 гг.) Б.Савчук [56]. Автор анализирует предпосылки основания ВПТ, организацию его работы, правовые средства деятельности, важнейшие аспекты труда общества, достижения и проблемы. Г.Васильович исследуя школьное в Украине в 1905—0920 гг. В одном из параграфов своего труда «Организация украинских школ под Австрией» особенно подчеркивает положительном значении деятельности учительских обществ в развитии образования в указанный период [61].
Некоторые аспекты деятельности Украинской учительских организаций конца XIX — начала ХХ в. (УПТ «Взаимная помощь украинским учительства», «Учительская община») освещены в статьях Н.Кошелевои [57]. В частности, организационные основы деятельности педагогических обществ Галичины, учебные заведения ВПТ во Львове, украинские и польские педагогические издания, где освещалась работа обществ и другие.

доска бесплатных объявлений частных лиц и компаний
На протяжении 90-х гг. проведен ряд научных конференций, где ученые проявили большой интерес к работе педагогических организаций. Среди них: Всеукраинская конференция «Деятельность общества» Взаимная помощь украинским учительства. — Ивано-Франковск, 1996 «научная конференция» Михаил Галущинский — рыцарь долга и чина. — Львов — Рогатин, 1998 г. "посвящена 120-летию со дня рождения и 90-летию открытия Рогатинской гимназии им.Владимира Великого и тому подобное.
Издание Украинская учительскими обществами Буковины периодических изданий в исследуемый период отражено среди прочей издательской деятельности в монографии Н.Романюка. Пресса Северной Буковины (1870—1918 гг.) [58]
В коллективном труде «Буковина: исторический очерк» [59] подается коротко информация о педагогических общества края в контексте общественно-политической и культурной жизни Буковины конца XIX — начала ХХ ст. Формирование и деятельность учительских организаций, их борьбу за экономические и политические права педагогов показано в монографии О.Добржанського "Национальное движение украинской Буковины второй половины XIX — начала ХХ в. [60]
Характерной чертой исторических исследований 90-х гг стало то , что отдельные аспекты работы учительских обществ и обобщения их деятельности стало проводиться на новых методологических принципах с использованием широкой источниковой базы. Это позволило дать объективную оценку деятельности украинских профессиональных объединений учителей, проследить основные вехи их зарождения и становления, роль в общественно-политической и культурной жизни западноукраинских земель конца XIX — начала ХХ в., Получить правдивую информацию о деятельности ведущих деятелей учительского движения . Обзор историографии по исследуемой теме позволяет сделать вывод, что более чем за столетний период в изучении Украинской учительских обществ Галичины и Буковины накоплен значительное количество литературы, которая касается разных аспектов этой темы. Однако, эта литература не систематизирована и не охватывает проблемы в целом, очень много работ имеют ограниченную базу источников. В большинстве обобщающих трудов по истории Украины, Галиции и Буковины Хих ХХ вв. Украинский учительским обществом отводится непропорционально мало места.
В историографии этой темы сложилась традиция освещать деятельность каждого из обществ отдельно. Ряд Украинский педагогических организаций вообще не стали предметом серьезных исследований. Сделаны только первые попытки обобщить деятельность учительских обществ Галичины. Поскольку украинские педагогические организации Галиции и Буковины действовали в один исторический период, в почти одинаковых политических условиях, ставили перед собой одинаковые задачи, то вполне целесообразно комплексно осветить их деятельность, обратить особое внимание на недостаточно исследовании стороны деятельности обществ, проанализировать важнейшие этапы и аспекты работы педагогических организаций.
1. Франко И.Я. Наши народные школы и их потребности // Народ. — 1892. -№7-8.
2. Каталог представления школ народных и средних галицьких. — Львов, 1894.
3. Копатель И. будущность гимназий. — Львов, 1901-50 с; Грушевский М. О украинский язык и украинскую справу. -Киев, 1907. -58с.; Bujak F / Galicya. -Lwow-Warzawa, 1908. -562 s.; Бачинский В.Наша школа в ярми. -Львов, 1908. -53 с.; Ловицкий Ю. Важнейшие школьные постанови. -Львов, 1910. -80 с.
4. Грушевский М. О украинский язык и украинскую школу. -Киев, 1912. -63 с.
5. Баран С. Из поля национальной статистики галицких средних школ // Студии с поля общественных наук и статистики. -Львов, 1910. -Т.ИИ. -С.107-118.
6. Голосъ к народа. Книжичка для поучения посвященная рускому народа на Буковинъ. -Львов, 1875. -64 с.; Монастырский А. Моим крестьянским братьям на Буковини. -Черновцы, 1890-20 с.; Пигуляк Д. Сила книги или просвете народний. -Черновцы, 1893. -48 с.
7. Смаль-Стоцкий С. Буковинская Русь. Культурно-исторический образок. -Черновцы, 1897. -259 с.
8. Положено русинов на Буковини. -Львов, 1903. -60 с.
9. Кордуба М. Илюсторована история Буковини. -Черновцы, 1906. -89 с.
10. Герасимович И. Несколько слов о «Свободную школу» . — Черновцы, 1912-23 с.; Герасимович И. защищает народную школу! -Заставна, 1913-19 с.
11. Доманицкий В. О Буковину и жизни буковинских украинцив. -Киев, 1910. -53 с.
12. Генетика В. Национальное возрождение Австро-Венгерских Украинский (1772—1880 гг.) — Вена, 1916. -65 с.
13. Австрия ИИ. Австрийский парламент. Национальности Австро-Венгрии. Культурная жизнь Австрии. Народное образование в Австрии. -Вена, 1918. -11 с.
14. Федорович К.Украинськи школы в Галичине в свете законов и практики. -Львов, 1924. -94 с.
15. Украинская школа под польским игом в Вост.Галичини. -Вена, 1921-21с.
16. Симович В. Украинский учительство на Буковине // Украинская школьное на Буковине, в Галчин, на Закарпатье и Канаде. -Прага, 1932, -с.5-33.
17. Симович В. Стефан Смаль-Стоцкий как школьный деятель и педагог. -Львов, 1939. -20 с.
18. Тютюнник Ю. Очерки Западной Украины. С приложением статьи М.Лучкевича. -Екатеринослав, 1926-166 с.; Лозинский М. Порабощенные западно-украинские земли. -Харьков, 1930. -127 с.
19. Поддубный Г. Буковина. Ее прошлое и сучасне. -Харьков, 1928. -256 с.
20.
21. История городов и сел Украинской ССР в 26 томах. Львовская область. -Киев, 1968. -; История городов и сел Украинской ССР в 26 томах. -Ивано-Франковская область. -Киев, 1971, -639 с.
22. Курило В., Лищенко М., Романец О., Сирота Н., Тимощук Б. Северная Буковина, ее прошлое и настоящее. -Ужгород, 1969. -247 с.
23. Himka JP. Jalician Villagers and the Ukrainian

Комментарии закрыты.