образование Буковины в Австро-Венгерской государстве написано не было.
Образовательное жизни украинской Галичины и Буковины в 50-80-х гг было показано в работах зарубежных исследователей. В англоязычной труда Дж. Химки «Галицкие крестьяне и украинское национальное движение в девятнадцатом веке» [23] во втором разделе книги были рассмотрены важнейшие аспекты организации украинского образования в крае. Наиболее острые вопросы школьного Галичины освещены в контексте политических в работе А.Марковича "Национальное строительство и политика национализма. Рассказы об австрийской Галичине [24]«.
Весомым явлением в украинской историографии Буковины стала коллективная работа» Буковина. Ее прошлое и настоящее ", вышедшей под редакцией Д.Квитковського, Т.Бриндзана, А.Жуковский [25]. В главе третьей книги «Победа национального лагеря и широкий культурное развитие на Буковине» анализируется состояние украинского образования на Буковине и деятельность учительского движения, в результате которого авторы делают следующий вывод: «украинскую школу на Буковине стояло лучшее из всех украинских земель». В немецкоязычной историографии образовательные вопросы украинской Буковины нашли свое место в работе Р. Вагнера «Многонациональное австрийское школьное на Буковине» [26].
В 90-х годах ХХ в. начинается новое состояние в изучении образовательных процессов на западноукраинских землях, которых проходит на новых методологических принципах. Осветили развитие украинского образования в конце XIX — начале ХХ в. в Галичине и Буковине М.Семчишин, Б.Ступарик, В.Моцюк [27]. Используя широкую базу источников показали состояние украинской начальной, гимназической и педагогического образования в Галичине в своих научных трудах И.Курляк, Б.Ступарик, О.Лукив, М.Барна [28] и другие.
Буковинская образование и условия труда педагогов были показаны в работах таких лослидникив как О.Добрянський, В.Холевчук, Л.Кобилянська, Д.Пенишкевич, И.Петрюк, Н.Побирченко [29].
протяжении 90-х годов проведено несколько международных научно-практических конференций, которые показали интерес ученых к образовательным вопросам.
купить розы
Среди них: «Система непрерывного образования: достижения, поиски, проблемы. — Черновцы, 1996 г.», "этнонациональный развитие в Украине и состояние украинской этичности в диаспоре: сущность, реалии, конфликтности, проблемы на пороге XXI века. — Киев-Черновцы, в 1997 «,» Гуманитарное образование — фактор мировой интеграции. — Черновцы, 1998 ".
Итак, об образовании Галичины и Буковины исследуемого периода написано немало в обобщающих трудах по истории Галичины и Буковины, а также в научных работах, где рассматриваются образовательные вопросы. Однако в вышеупомянутых исследованиях авторы показывают развитие школ, не раскрывая основательно роли педагогических общественных объединений (учительских обществ) на развитие политических и образовательных процессов на западноукраинских землях конца XIX — начала ХХ в.
Вторая группа работ — исследования, касающиеся непосредственно деятельности украинских учительских обществ, а также их влияния на общественно-политические и образовательные события Галичины и Буковины.
Одной из самых ранних работ, где отображается деятельность украинских педагогических объединений стала книга М. Лозинского "Украинство и москвофильство среди украинского-русского народа в Галиции» [30], где автор коротко характеризует влияние «Украинская Педагогического общества» ( ВПТ) на развитие школ, в том числе создание учебных заведений и интернатов обществом, издательскую деятельность. Представлены данные по филиалам и количества членов общества по состоянию на 1909
Издательская деятельность УПТ и общества «Украинская школа» в Черновцах освещается в публицистической статье К.Малицькои под названием «Издательства для детей и молодежи» [31]. Календарь общества «Просвита» на 1911 публикует статьи А.Жука «Украинская бурсы в Галичине» и «Украинской гимназии» [32], где среди прочего содержит информацию и о интернаты и гимназии ВПТ.
Книга «Народное учительство и общество», где автор подписался псевдонимом О. [33] освещает деятельность общества «Взаимная помощь украинским учительства» от 1905г. к 1912г. Автор показывает предпосылки основания общества, финансовую и просветительную деятельность учительской организации, борьбу педагогов за улучшение своего материального и политического положения в обществе, сотрудничество «взаимной помощи» с другими учительскими организациями государства и политическими партиями.
И.Карбулицький в своей работе «Развивка народного школ на Буковине» [34] всесторонне осветил буковинскую начальное образование начиная от ее зарождения завершая началом ХХ в. Должное место в книге отведено и украинском начальном образовании, подготовке педагогов, издательству учебников. Автор не обошел своим вниманием и деятельность учительских обществ, поэтому подал в своей работе и краткую информацию о деятельности общества «Украинская школа».
Политическая деятельность украинских учителей освещена в работе И. Герасимовича "Кто причинився к компромитации Украинский учительства при первых всеобщих выборах в буковинского Сейма краевого?[35]".
Исследование деятельности украинских педагогических организаций в начале ХХ в. Проводилось, как правило, на узкой источниковой базе и носило преимущественно информативной характер. Поскольку их авторы были современниками тех событий, то они предоставили своим работам еще и публицистический оттенок.
В 20-30 годы ХХ в. начинается новый этап в развитии исследований деятельности учительских организаций в Галичине и Буковине. В это время делаются попытки обобщить их деятельность в конце XIX — начале ХХ в., Оценить роль педагогических обществ в процессе национально-культурного возрождения украинского. В 1932 г... Увидела свет книга И.Ющишина "Общество взаимно помощь украинским учительства 1905—1930» [36], где автор подробно освещает деятельность общества «Взаимная помощь» в указанный период, а также подает краткую информацию о учительские организации на Буковине. В частности, о предпосылках основания и важнейшие направления деятельности общества «Украинская школа», об особенностях работы «взаимной помощи» на Буковине, «Свободную организацию» буковинского учительства, а также педагогические журналы Буковины. Однако больше всего места в работе И.Ющишина отведено деятельности «взаимной помощи» в Галичине. Что касается исследуемого периода, то он освещен в таких разделах книги: «Начала учительского профессионального движения к времени основания В.П.У.В.» и «Взаимная помощь галицких и буковинских Учителей и учительниц (1905—1914)». Здесь всесторонне показана работа общества в Галичине в довоенный период, а также участие его представителей в работе многонациональных учительских объединений государства. Книга была издана по случаю 25-летия основания общества «Взаимная помощь». При ее написании автор использовал отчеты по деятельности общества, а такожпубликации в периодических изданиях.
По случаю 40-летия со дня основания ВПТ К.Малицька сделала исследование, называлось «В сороковую годовщину У.П.Т.» [37], где было показано организационную деятельность УПТ, издательскую, а также работу, направленную на организацию учебного процесса.
Я.Биленький в своей брошюре «Украинские частные школы в Галичине» [38] освещает усилия ВПТ направленные на организацию частных учебных

Комментарии закрыты.