реферат
на тему:
Условия факторы формирования и развития культурно-образовательного комплекса региона
На формирование региональной сети объектов культурно-образовательного комплекса влияет большое количество разнообразных по происхождению факторов, однако в экономической и общественно-географической литературе не существует их единой классификации. Изучением данных факторов занимались такие ученые как, Алимов А., Важенин С., Кочерга А., Яцкив М. и другие.
По Алаев Э. факторы, цепь причинно-следственных связей, условия, регулирующие количественные и качественные характеристики процесса, составляют в совокупности механизм процесса [1, с.93]. В экономических исследованиях под фактором понимают движущую силу, условие, необходимое для осуществления господ-ственного процесса, в конечном влияет на форму территориальной организации производительных сил (в нашем случае на формирование культурно-образовательного комплекса).
Яцкив М. выделяет группы факторов по системе соответствующих признаков, "подаются ранжированы по их значению» [3, с.89]:
1) по экономическому содержанию (производственно-экономические и социально-экономические)
2) по степени воздействия (основные и второстепенные)
3) по степени привлечения резервов (интенсивные и экстенсивные)
4) по внутреннему содержанию (количественные и качественные);
5) по времени действия (постоянные и временные)
6) по степени охвата (общие и специфические)
7) по характеру действия (объективные и субъективные)
8) по степени количественного измерения влияния (факторы, поддающиеся количественной оценке, и те, которые не поддаются количественной оценке);
9) по способу определения воздействия (прямые и расчетные)
10) по объектам маркетинговой среды (демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурного порядка).
монтаж кондиционера

Кроме того, проводятся локационный и региональные анализы факторов. Во локационным анализом понимают экономико-географический анализ факторов размещения производства и социальных объектов с целью познания закономерностей и особенностей размещения конкретных производств, для определения оптимальной локации конкретного объекта размещения, а региональный анализ — это экономико-географический анализ факторов регионального развития для познания закономерностей и особенностей развития конкретных районов, для определения рациональных путей социально-экономического развития региона.
В наиболее общем виде совокупность факторов, влияющих на размещение и развитие культурно-образовательного комплекса, обусловливая его региональные различия, разделяют на: 1) те, которые непосредственно определяют создание сети объектов (в частности достигнутый уровень развития и структуру материального производства региона, особенности системы расселения, численность и поло-возрастная структура населения, уровень урбанизации, выполнение территории рекреационных функций, состояние транспортных путей и т.д.); 2) те, которые определяют потребность в услугах социального назначения, то есть влияют косвенно, в частности, через жизненные потребности людей и систему распределительных отношений (размер денежных доходов населения, особенности быта, определяются городским или сельским образом жизни, образовательный уровень, национальные традиции, фонд свободного времени населения и т.д.).
Все факторы формирования и размещения культурно-образовательного комплекса в зависимости от происхождения и социально-экономического содержания можно разделить на следующие группы:
 — экономико-географические (уровень и темпы развития территориально-производственных комплексов, транспортные связи) ;
 — социально-демографические (численность населения, половозрастная структура, миграционные процессы, образовательный уровень населения, учреждения здравоохранения, предприятия торговли);
 — историко-географические (национальные традиции, особенности развития данного региона);
 — природно-географические (географическое положение региона, особенности климата, рекреационные условия)
 — другие (экологические).
Однако в процессе формирования и функционирования культурно-образовательного комплекса действуют специфические факторы, которые оговариваются образовательно-культурной политики государства, потребностью общества в соответствующем интеллектуальном потенциале, национальными образовательными и культурными традициями и т. Эти факторы выступают как национальные и является концептуальными. Согласно концепции развития образования в определенные периоды выдвигаются новые требования по совершенствованию содержания и стандартов образования. Однако эти факторы имеют подкрепляться реальными показателями, которые непосредственно влияют на возможности реализации образовательных концепций (финансирование образования и культуры, состояние обеспечения ее современными средствами обучения и воспитания, имеющийся контингент детей разных возрастных групп, финансовые возможности родителей, состояние основных средств образования и культуры и др .). Важное значение имеют также факторы, которые утверждают мотивационное воздействие на необходимость образовательной подготовки молодых людей к жизни и труду в условиях новой социально-экономической системы [2, с.107].
Приоритетность тех или иных факторов относительно влияния на функционирование культурно-образовательного комплекса должна предоставляться социально-экономическим, обуславливающих социальную базу культуры и образования. При этом не надо игнорировать природно-географические факторы, которые создают среду учебно-воспитательного процесса (краеведческое, естественное, традиционное, воспитательное и т.д.).
Поэтому без всестороннего анализа отдельных групп факторов невозможно составить оптимальную схему территориальной организации культурно-образовательного комплекса и определить наиболее обоснованные направления внутришньореґионального улучшения его функционирования.
Литература:
1.Алаев Э. Б. Социально- экономическая география: понятийно-терминологического словарь. — М .: Мысль, 1983. — 360 с.
2.Данилишин Б.М., Куценко В.И. и др. Гуманитарная сфера: вопросы теории и практики. — К .: Наукова думка, 2002. — 485 с.
3.Яцкив М. И. Теория экономического анализа. — Львов: Мир, 1993. — 216 с.

Комментарии закрыты.